Мамы и папы сегодняшних детишек не раз, наверное, задавали себе вопрос – почему один ребёнок, трудолюбивый отличник, часто в жизни оказывается далеко позади другого – вроде бы не обладающего столь высоким IQ? И, самое главное, что именно влияет на степень успеха человека, кроме интеллекта? Психологи уже нашли ответ на этот вопрос: одного ребёнка от другого отличает высокий уровень эмоционального интеллекта.
Очень часто, забывая об эмоциональной сфере, родители направляют все усилия на развитие интеллектуальной сферы, а ведь эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный ум гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, - это радар для обнаружения опасности. Поэтому говорят, сначала эмоции – потом разум. Так мы устроены, что в основном мы не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Надо постараться не позволять эмоциям: нас «захватывать», надо научиться разуму подключаться для ответственных решений, независимо от внешнего давления.
Эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими (Д. Гоулмен).
Эмоциональный интеллект имеет два основных измерения:
• Отношение к себе: как я понимаю себя и взаимодействую с собой, насколько у меня зрелая позиция по отношению к себе, насколько адекватны мои самоощущение и самооценка, что мной движет в работе и в жизни (внутренняя мотивация или внешние стимулы).
• Отношение к другим: как я воспринимаю окружающих, насколько умею и хочу слышать, слушать и понимать других людей, способен ли я строить и поддерживать межличностные взаимоотношения. Для расшифровки и истолкования каждого их этих понятий мы предлагаем использовать привычный и понятный в HR-мире язык компетенций.
Сейчас уже доказано, что существуют пути для овладения такими личностными качествами, как САМОКОНТРОЛЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМОМОТИВАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, - именно это и развивает эмоциональный интеллект. И самое главное, в исследованиях было доказано, что эмоциональный интеллект можно формировать и совершенствовать в любом возрасте, и это, прежде всего, вопрос желания, времени и практики. Однако, как и с овладениями многими другими навыками, гораздо продуктивнее развивать эмоциональный интеллект в детях – тогда их потенциал раскроется полнее и счастливее!
Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:
• к окружающему миру (оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание);
• к другим людям (как достойным такого отношения);
• к себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).
Зачем проводить занятия по эмоциональному развитию детей?
К моменту рождения человеческий мозг отнюдь не бывает полностью сформировавшимся. Он продолжает формироваться на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивное развитие приходится на детство. И тот эмоциональный опыт, который приобретается в детстве, влияет на весь жизненный путь.
Мы хотим научить ребенка справляться с плохим настроением, сдерживать эмоции, применять на практике эмпатии – умение считывать эмоцию, взгляд на вещи с позиции другого. Признаки эмпатии уже проявляются у 2-х годовалых ребят. Они начинают плакать вслед за другими, проявляют сострадание. Один из самых нужных эмоциональных уроков, которые усваиваются в младенчестве и совершенствуются на протяжении детства, является способ самоуспокоения (когда ребенок расстроен, мама берет на руки, качает, обнимает, говорит нежные слова).
Мы учим:
- понимать и владеть эмоциями, разговаривая с детьми об их переживаниях;
- уметь понимать, не критикуя и не осуждая;
- решать проблемы, возникшие на почве эмоций, объясняя как надо поступить, проигрывая ситуацию, вместо того чтобы драться или уходить от конфликта;
- развивать положительные поведенческие реакции, решать конфликты мирным путем и просто поддерживать хорошие отношения.
Дети узнают, что у человека есть возможность выбора, как реагировать на эмоцию. И чем больше способов реагирования на эмоцию ребенок узнает, тем увлекательнее будет его жизнь.
Определение эмоций – это сложный процесс для ребенка. Это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют эмоциональному состоянию. Мы предлагаем изучать эмоции так же, как буквы и цифры, чтобы стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими мыслями и чувствами, искажать общение.
Программа эмоционального развития
Психологи выделяют 5 областей эмоционального интеллекта:
• Самосознание, т.е. распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает;
• Управление эмоциями – умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки;
• Самоконтроль над эмоциями – это способность привести себя в состояние спокойствия (мотивация для самого себя);
• Распознавание эмоций в других;
• Поддержание взаимоотношений.
Возрастные характеристики:
3,5-4 года – чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок, дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся оказать помощь. В условиях неудачи обращаются к взрослым, одобрение служит мотивацией интересов ребенка.
Основные эмоции: грусть, радость, спокойствие, страх.
В 4-5 лет развивается чувство привязанности к сверстникам. Новым является чувство юмора, дети понимают шутки и любят шутить, учатся сдерживать свои эмоции, произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций, хотя остаются импульсивными.
Основные эмоции: грусть, злость, гнев, страх, удивление, спокойствие, радость.
5-6 лет – начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у одних чувство тревоги, у других чувство радости.
Основные эмоции: страх, гнев, злость, грусть, удивление, интерес, спокойствие, стыд, вина, радость, зависть, отвращение.